Важность игры в первые годы жизни ребенка

Дети играютИгра для маленького ребенка — это познание жизни. Во время нее происходит обучение, воспитание и развлечение. Играя, малыш учится говорить и понимать речь других, думать и размышлять, работать с различными предметами, развивается, проявляет интерес, получает уверенность в себе, испытывает радость.

Чтобы игры были не простым времяпрепровождением, а развивающие занятия для детей, они должны быть интересными и занимательными для данного возраста. Взрослые наблюдают и определяют возможности ребенка, его интересы и умения, и в соответствии с этими данными подбирают развлечения и игрушки.

В целесообразной возрасту игре ребенку приходится осваивать новые предметы, движения, действия, свойства, что требует новых усилий, дает новые открытия, навыки, умения, чувства преодоления и радости.

В первые три года жизни человек проходит важный и сложный период физического и эмоционального развития, при этом формируются умственные и физические способности, нравственные понятия, эстетические восприятия. Интеллектуальное развитие, любознательность, речь, грамотность также развиваются в играх.

Особенно полезны

Существует множество детских игр, различных по направлению, воспитанию разных качеств, по сложности, интересам и по использованию предметов и средств.

Учитывая быстро изменяющиеся возможности ребенка, нужно использовать игрушки, которые развивают восприятие, движение, память, речь, мышление. Хороши составные пирамидки, кубики, вкладыши. Лучше, если есть два комплекта: один для игры и подражания, а другой для образца, показа и обучения взрослым. Взрослый обязательно комментирует, одобряет действия играющего, хвалит и поощряет его, мягко поправляет, если необходимо. Например, «Молодец, как хорошо ты берешь ручкой колечко (кубик или другой предмет)! Давай возьмем еще вот это, зелененькое. Хороший мальчик, посмотрите, как хорошо он держит пирамидку (или какая высокая получилась башенка)!»

Пирамидка. В разный период первых лет жизни пирамидка должна быть сначала простая из 2-3-4 колечек, потом более сложная из 5-7 колец. Взрослый учит ребенка поочередно надевать кольца на стержень — от большего к меньшему. До года и трех месяцев допускается взять ручки малыша в свои и вместе надевать колечки. Позже можно обращать внимание на цвет и размер складываемых колец. Сложив кольца вперемежку, нужно выбрать самое большое или маленькое колечко, красное или желтое и так далее. К трем годам можно с закрытыми глазками на ощупь находить кольца нужного размера, и проверять правильность построения пирамидки.

После окончания занятия, игрушки должны быть убраны на свои места, акцентируя начало и конец игры, чтобы у малыша не пропадал интерес к этим предметам. Но если он увлеченно продолжает играть и снова складывает и разбирает пирамидку, можно оставить ему ее до тех пор, пока он не начнет просто разбрасывать кольца.

Кубики. В кубики можно начинать играть до года, когда малыш учится захватывать предметы, бросать, перекладывать, а затем строить и разрушать башенки — «бах!»

К третьему году можно строить высокие устойчивые башни из 5-6 и даже из 7-8 кубиков, начиная с большого в основании к меньшему на верхушке. Из кубиков получается лесенка, по которой можно бегать не ножками, а пальчиками вверх и обратно. Из кубиков можно строить домик, стульчик, кроватку. Трехлетка легко собирает картинки из кубиков по образцу или повторяет за старшими, что необходимо для последующего обучения.

Очень полезны уроки рисования для детей, раскраски, лепка из пластилина, игры с песком и мелкими камешками. Особенно продуктивны подвижные игры, которые улучшают координацию движений, развивают воображение, учат понимать и принимать правила.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *